Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с ОВЗ
Описание образовательной программы
Адаптированная программа состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, описание цели и задач
программы, принципы и подходы к её формированию, характеристики, значимые для
разработки программы, в т. ч. характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста с ОВЗ с ТНР (ОНР), а также планируемые результаты освоения Адаптированной
программы.
Цель реализации Адаптированной программы - построение системы
коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы в группах для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ,
максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его
позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих
возрасту видах деятельности.
Задачи Адаптированной программы:
- способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их
психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР
психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей
образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с
тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из ФГОС ДО и ФОП ДО в Адаптированной программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с
его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие его особые
образовательные потребности;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи Адаптированной программы
на разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе
использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления
квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа в МКДОУ направлена
на:
- преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Адаптированной программы;
- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Содержательный раздел Адаптированной программы раскрывает развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и описывает
образовательную деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Адаптированная программа раскрывает систему коррекционно-развивающей работы с
детьми, службы сопровождения, содержание и особенности работы воспитателей групп
коррекционной направленности, систему организации работы службы сопровождения,
организацию работы учителей-логопедов и педагогов-психологов.
В Содержательном разделе Адаптированной программы описываются особенности организации, формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников через решение следующих задач: - формирование психолого-педагогических знаний родителей; - приобщение родителей к участию в жизни группы компенсирующей направленности; - оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; - изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. В Организационном разделе Адаптированной программы МКДОУ Детский сад общеразвивающего вида "Дюймовочка" описаны психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка, организация развивающей предметно-пространственной среды, кадровые и материально-технические условия реализации Адаптированной программы, планирование образовательной деятельности, режим и распорядок дошкольников. Срок реализации Адаптированной программы – 5 лет